История деревни <ДЯТЛОВО> 

           Сколько лет существует наше Дятлово, сейчас это одним только богам известно. Но уже тот факт, что оно стоит на протяжении четырех столетий на том самом месте где его когда то основали наши предки сам по себе уникален, хотя бы тем что за эти столетия через Дятлово прошли не мало иноземных захватчиков, которые могли попросту уничтожить его, превратить в пустошь. Как произошло со многими окружающими Дятлово ранее населёнными местами, о которых много упоминаний в архивах, летописях и старых картах. Некоторые из них на момент составления перечисленных источников уже числились в пустошах, а некоторые стояли в добротном состоянии, хотя сейчас прибывают в запустении, точнее даже будет сказать, что сейчас их нет, так как нет сейчас такого понятия как пустошь. Но не только войны и разорения становились причиной превращения, когда то населённого места в пустошь или урочище. Иногда причиной запустения становились эпидемии разных болезней это и холера и чума, и другие эпидемии упоминаемые в церковных источниках как моровое поветрие истребившее многие ранее заселенные земли превратив их в пустовые. Об этом свидетельствуют не только церковные источники как пример: «В 1848 г. сей иконой жители с. Каменского Боровского уезда были избавлены от свирепствовавшей у них сильной холеры.», но и сам холерный могильник на окраине Дятлово. Долгое время из поколения в поколение передавалось устное упоминание о холере свирепствовавшей в округе, и деревнях которые вымерли полностью до последнего дома и их просто сожгли, чтобы зараза не распространялась. Учитывая эпидемии и разорительные войны, а это и бои с германской армией зимой 1941, и отступление через наши края французской армии 1812, и смутное время 1612, и войска литовского княжества и многие другие захватчики. В средневековье в наших краях было вообще не спокойно, учитывая место расположения Дятлово, на границе княжеств тех лет. Но ни смотря ни на что оно уцелело простояв сквозь века до наших дней, и факт существования Дятлово до сих пор вызывает ещё большего восторга от осознавания того что эта деревня, а точнее раньше это было село упоминается ещё в начале 17-го века, сразу после смутного времени. Этот факт говорит о том, что ещё в смуту Дятлово уже было. И я уверен, что ещё раньше оно существовало, ведь найденный в Дятлово в 2004 году обломок каменного молотка указывает на то, что это место заселено с древнейших времен нашими предками. И это не может не радовать, ведь мои предки были родом из Дятлово.
           Конечно мои предки не только из Дятлово, а как и у всех они из разных мест, но вот один из моих пра-прадедов Василий Федорович Берликов со своей семьёй родом именно из Дятлово. Естественно не только для меня одного Дятлово является родовым селом. В нашем Дятлово также ещё остались потомки коренного населения. И мы в разной степени являемся друг другу родственниками, с кем то в большей степени с кем то в меньшей, а с кем то не пересекаемся по родственной линии вообще. В общем родство в Дятлово вещь тонкая и толком уже подзабытая, в современном поколении. У кого то родня из Собакино, Плаксино, Зинаевки, Лопатино, Лыковки, Васюнино. И наоборот кто то уехал жить из Дятлово в перечисленные деревни, в общем люди жили, влюблялись, женились и переселялись. В Дятлово даже был свой свадебный обряд, который был записан известным собирателем фольклера К.Д.Кавелиным в 1835-1836 годах и вошел в литературное издание «Песни собранные Киреевским» По этой ссылке можно ознакомиться с обрядом >>> Свадебный обряд села Дятлово
           Для остроты осязания и возможности воображения происходившего, обряд выложен в оригинальном тексте, в старой дореволюционной орфографии.
           В Дятлово отмечается свой престольный праздник, это десятая пятница после пасхи. Возможно он отмечается в память об избавлении от холеры в некоторых деревнях и селах подобное практиковалось, он возможно что он имеет более глубокие корни, несёт в себе из глубины веков эпохи двоеверия глубокий смысл, наследие наших предков. Подробнее здесь > > >
           Так что, возможно престольный деревенский праздник, Десятая Пятница особо почитаемый жителями деревни – есть прямое наследие культа Матери Сырой Земли. Земля - Мать - Кормилица и Роженица, она - священна. За неё славяне - русы проливали кровь на полях сражений, отстаивали её, берегли и славили. И Пятницкая церковь в Дятлово возможно является наследницей храма богини Макоши. Созвездие Макоши у древних славян соответствовало современному созвездию большой медведицы. По крайней мере явно прослеживается выражение где Никола, там Пятница. Так оно и должно быть, поскольку Никола и Пятница неразделимы – как Велес и Макошь, так и в Дятловской церкви было два придела Никольский и Пятницкий.
           По скольку заговорили о двоеверии, не могу оставить без внимания и село Каменское с его Никольским храмом одним из древнейших на московской земле, построенным во второй половине XIV века. Правда, по некоторым новейшим исследованиям, время его постройки следует отнести не ко второй, а к первой половине XIV века. Хочу отдельно отметить форму креста, явно указывающую на эпоху двоеверия Руси. Равноконечный Крест и Лель (полумесяц лежащий на боку) у славян символизировал солнце, плывущее по небосводу в священной ладье. Это одна из наиболее распространенных трактовок данного символа. Так же заслуживают особого внимания версия, что это символ Велеса. Полумесяц рогами вверх, этот символ принадлежит по праву Велесу, и форма креста имеет явное сходство с подвеской Крест Велеса. Если вспомнить какому образу христианских святых соответствуют функции Велеса, то всё становится на свои места. Часть функций Велеса взял на себя святой Николай, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного мира.
           Когда в 1960-70х годах в Каменском построили пятиэтажки, почти всех жителей Дятлово переселили в Каменское, по крайней мере тех, кто работал в тот момент в совхозе. Кто-то переехав продавал свои дома, кто то оставил их для своих детей и внуков. В связи с чем, произошел приток нового населения в Дятлово. Если кто-то в Дятлово продавал дом, то его сразу кто ни будь из жителей, предлагал друзьям или родственникам. Таким образом, в Дятлово собралось новое поколение близких друг другу людей.
           В те же 1960-70е Советская власть решила взяться за укрупнения воинских захоронений. Как все сейчас говорят в один голос, и поисковые отряды и родственники погибших: «Лучше бы не брались!» Много проблем осталось после кампании семидесятых годов по укрупнению воинских захоронений. Власти хотели тогда свезти останки погибших наших воинов со всех беспорядочно разбросанных захоронений в крупные населенные пункты, и там разместить нормальные братские могилы, с памятниками, почетным караулом из пионеров, вечным огнем. На практике, из каждого захоронения брали на скорую руку несколько мешков костей и отвозили в новую могилу. Остальное распахивали с землей под пашню. Не обошла эта беда и Дятлово стороной. Была у нас в Дятлово Братская могила, погибшим здесь зимой 1941 года солдатам. Так ее, даже раскапывать не стали, просто разрушили памятник, и забрали с него табличку с фамилиями. В Каменском на мемориале, можно найти фамилии некоторых бойцов с Дятловского захоронения, да и то не все, видимо на столько сильно администрация пыталась побыстрей отрапортовать о выполнении задачи, что не стала уделять этому много внимания и времени. А ведь бойцы до сих пор захоронены в Дятлово а не в Каменском. Одновременно с этой компанией перерисовывались карты, на них изменялись высоты, переписывались разные сводки с фронтов и многое другое, Собственно искажалась история в прямом смысле, как это уже происходило не раз. Цель такого мероприятия, была искажение местоположений реальных мест боевых действий, чтобы преступный элемент оружие не выкапывал на полях сражений. И вот теперь нет в Дятлово ни официальной Братской могилы, ни в сводках боев Дятлово не значится, как будто и не было здесь немцев. Если бы ещё и окоп немецких в деревне не было с приличным количеством немецких гильз, то ни чего бы о бое в Дятлово не напоминало. Но бой в деревне всё-таки был, и попытка вычеркнуть Дятлово из истории Великой Отечественной Войны не удалась!!!
           Так как Дятлово было селом, а не деревней, в нем была церковь, но её сломали в период 1930-х во времена коллективизации и военного коммунизма. В 1904году церковь реставрировали на средства прихожан, и в этой реставрации участвовал мой пра-прадед Василий Федорович Берликов. В семейном архиве сохранилась фотография отреставрированной церкви в Дятлово. Эта фотография уникальна ещё и тем, что фотографии церкви в Дятлово в других источниках не сохранилось. Только чертёж в архиве. И вот теперь есть уникальная возможность увидеть на нашем сайте и фото, и чертеж церкви. Ссылка на фотоархив внизу страницы. Также можно прочитать различные упоминания о Дятлово из разных источников. Пройдя по ссылке «Летопись» расположенной так же внизу страницы. Все архивные данные взяты из различных источников на просторах интернета. Такие как сайт Никольской церкви в Новоселках, сайт Боровско Пафнутьевского монастыря, журнал военных действий 1812 года, и из книги Калужская старина том 4 (раздел 4 Боровская десятина Г.И. Холмогорова) Есть в них и небольшие несовпадения, точнее неясности но это скорее всего неточности допущенные писцами осуществлявшими записи. Так например в летописи Боровского Пафнутьевского монастыря, Дятлово подарено монастырю князьями Мезецким и Черкасским, не понятно в какой год. Но точно, в период с 1620 по 1628 так как в книге Холмогорова в Боровской десятине Дятлово числится уже за Тимофеем Никифоровичем Безобразовым в 136 году, а 136 год соответствует 1628 году. Следовательно он её уже выкупил. До Петровской реформы летоисчисление велось от сотворения мира (подписания мирного договора с Аримией (древним Китаем) эта война была на столько тяжелой и кровопролитной для обеих сторон что после заключения мира от этого события стали вести новый календарь ) так например: Куликовская битва, сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года согласно летописи (6888 лето от сотворения мира), так же и 1628 год считался как лето 7136 от сотворения мира. Причем в записях первая цифра опускалась и писались только три последние. В 1700 году Петр I ввел новый календарь, украв память о великой победе которая досталась не легкой ценой. И теперь даже мало кто знает что на самом деле символизирует Московский герб (белый витязь убивающий желтого дракона), а ведь он символизирует именно ту самую победу, то самое сотворение мира, то которого велось летоисчисление в летописях.
           Так же есть нестыковка в архивных записях ЦИАМ, ф. 203, on. 474, д. 12 в текстах прошений, донесений и прочего, направленных в МДК все написано правильно, а вот уже в протоколах МДК ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 424 пошли косяки. Так в списке лиц проживающих в Москве и выделивших средства на реставрацию церкви вместо Василия Федоровича Барликова записано Алексей Федорович Берлкжов, хотя в списке отправленном в МДК был записан именно Василий Федорович. Потом опять вместо Благотворителя Берликова, появился Берлихов. И по тексту дата запрещения служения в приделе во имя святителя и чудотворца Николая по ветхости в 1880 хотя везде упоминается дата 1800 год. Похоже что сотрудник МДК заполнявший протоколы, не особо ответственно относился к своим обязанностям. Видимо в то время такие ошибки были не редкостью, даже в справочнике Вся Москва 1916 Василий Федорович записан по одному адресу два раза один раз как Берликов а второй раз как Берлюков. И семья его уже записана как Берлюковы, с чем это было связанно и с какой целью была заменена буква в фамилии мне не известно, но в последствии его сын носил фамилию Берлюков.
           Таким образом можно коротко описать историю Дятлово так. После смутного времени и набега польско литовских людей 1612 года Дятлово чудом осталось стоять на своём месте. В 1620-х Точно времени не установлено, князья дарят Дятлово Боровско Пафнутьевскому монастырю. У монастыря Дятлово выкупил Безобразов 1628 год оно уже числится за ним. В 1713 освящают новопостроенные церкви. Хотя скорее всего, заново перестроенные, так как Дятлово числиться за 1628 год как село, а в ней церковь деревянная и дань с неё получали еще до 1713 года. Значит она уже была, возможно обветшала и её перестроли. Странно что в последствии в Клировой ведомости церквей Подольского уезда Московской епархии 1842 г. «Построена оная церковь когда и кем неизвестно.» Как то не очень активно ведомство работало или логика напрочь отсутствовала, посмотреть по датам, к какой епархии примерно могла относиться церковь в 1700-х годах. Ну хотя если учесть с какими ошибками протоколы в МДК составлялись. Бардак, одним словом! В период с 1714 по 1746 недалеко от Дятлово строится Деревянная Георгиевская церковь. В 1770-х годах проходит межевание земель, составляются межевые карты, Дятлово отходит от Боровского уезда к Подольскому. В 1796 Дятлово отходит от Подольского уезда к Верейскому. В 1800 году служение в приделе Николая Чудотворца служение запрещено из, за ветхости. В 1802 Дятлово возвращено в Подольский уезд. В 1812 через Дятлово проходят некоторые разрозненые остатки французской армии, отступающие из сожжённой Москвы. Поручик Фонвизин с казаками убивает в Дятлово французских фуражиров. После Безобразовых, Дятлово перешло во владение Коллежского советника Константина Григорьевича Волкова. В 1829 году в Пятницкой церкви в Дятлово К.Г.Волков венчается с внучкой Льва Васильевича Толстого, Варварой Михайловной. В 1835-1836 годах в Дятлово гостит известный литератор К.Д.Кавелин и собирает народный фольклер. В 1860 Шуберт рисует топографическую карту, на ней не понятно почему нет церкви в Дятлово но обозначен могильник буквами Кл. Георгиевская церковь обозначена, хотя на тот момент там уже стояла каменная Никольская. 1904 год Церковь в Дятлово реставрируют, но уже без придела Николая Чудотворца. К тому моменту зданию церкви было почти 200 лет, если учитывать что её святили по строительству в 1713 году. В 1919-ом году на волне повстанческих восстаний по стране, повстанцы с окрестных сел и деревень, проводят в Дятлово митинг 29 июня, на котором поднимается вопрос о ликвидации советской власти. В 1920-х Дятлово вступает в колхоз "Новый Путь" организуется Дятловский сельский совет. В конце 1930-х ломают Пятницкую Церковь в Дятлово. В 1941 году в Дятлово приходят немцы, окапываются в деревне. И после непродолжительных боев отходят на западный берег нары, и там укрепляются на позициях в деревнях Романово и Никольские дворы. В 1950-х годах на месте Пустоши Булатовой появились дачные участки, которые по праву получили название Булатова Поляна. Вот уж правду говорят: Свято место пусто не бывает! Местность эта получила свое название от бывшего села Булатниково, на р.Кремичне (Кременке), которое в 1611 году отписала Троицкой Сергиевой Лавре, вдова дьяка Ефимия Власова, но судя по отсутствию его в дозорных и писцовых описаниях 1610-1620-х годов, оно в то время сильно запустело. В 1980-х годах рядом с урочищем деревни Мальцевой появились новые дачи, которые в народе стали сразу называть Мальцево, ни смотря на то, что они имеют другое название. Вставлю пару строк и про другое село, принадлежавшее Троицкой Сергиевой Лавре, хоть оно и находится в относительном отдалении от нас, это Романово. белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын известного дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном Ш в 1486 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Романовского на реке Наре, Боровского уезда. Боровское село Романовское, на р.Романовке в Щитове стане. Корпорации Троицкой Сергиевой Лавры на всем протяжении ХVII в. так и не удалось восстановить. Полное запустение в нем отметили дозорные и писцовые описания I6I0-I620- х годов, а в переписных книгах I678 г. в с.Романовском был зафиксирован лишь один монастырский двор. Крестьянского же населения здесь по-прежнему не было. В дальнейшем Екатерина II отобрала земли у церкви, сделав их государственными. Земли эти, как и крестьяне в 1764 году перешли под управление коллегии экономии, от сюда и пошло название Экономические. Романово в итоге разрослось, а вот Булатово так и стояло пустошью до уже упомянутых выше событий 1950-х годов, когда и получило новую жизнь. Вот такая вот история сложилась у нашего края. Колумб ещё до Америки не доплыл, а Дятлово уже стояло на том месте, где по сей день стоит. Это вам не какое-нибудь садовое товарищество!!!




           Небольшая поправка, а точнее даже очень большая. Теперь возник ещё один вопрос, в тексте явно видно сельцо Пятницкое, Бутыщино – Дятлово тожь, да сельцо Холмо. Почему Бутыщно – Дятлово написанно через тире а не запятую. И вот ещё один вопрос, а куда делось, Пятницкое и Бутыщино, почему после 1700 года их упоминания не встречаются, если мы знаем, где было сельцо Холмо, где в дальнейшем появилось село Георгиевское оно же Егорьевское. То где Пятницкое и Бутыщино, осталось только Дятлово. Они ведь тоже находились на Кременке.
           И вот одна из версий. Численность дворов в Дятлово для тех времен более чем огромна по сравнению с окружающими его деревнями и не исключено что Дятлово, это слившиеся вместе сельцо Пятницкое и сельцо Бутыщино – Дятлово, Пятницкое находилось на одной стороне реки, той что с церковью и кладбищем, церковь то Пятницкая от сюда возможно и название сельца, а Бутыщино – Дятлово на другой стороне реки. Я уже встречал подобные названия как раз по описаниям населенных пунктов именно по Боровскому уезду , через тире и с приставкой тож в конце названия. Это двойные названия одного населенного пункта. Например название поменялось, а по старинке от старых хозяев осталось старое название, и какое то время оно употребляется как двойное, или может спорное село между двумя феодалами землевладельцами было долгое время, по их фамилиям и могли дать двойное название. В общем, получилась версия что Дятлово это бывшие два сельца разделенных речкой, в пользу этой версии говорит и то что во времена Ивана Грозного, овраги и речки были самой лучшей межевой границей при разделе земель. Кроме того, возможно что название Дятлово, берет начало от фамилии землевладельцев, служивших при Иване Грозном и записанными в «тысячную книгу-1550года»,в дворовую тетрадь по Боровску бояре Дятловы, вместе с другими боярами Лопатин, Кузьминский, Башкин, Окатов, Мачехин, Безобразов, Свитин. Возможно от этих фамилий пошли названия окрестных деревень Лопатино, Кузминское, Башкино, Окатово, Мачехино, Безобразово, Свитино. В целом версия заслуживает внимания, тем более что бояре Дятловы в последствии стали жертвами опричнины и попали в списки опальных. А вот Мезецкие наоборот, добились к себе царского расположения проявив себя в военных походах Ивана Грозного, возможно за это и были пожалованы вотчинной бояр Дятловых. В общем, в те времена, за службу царю как раз и давались поместья, так что скорее всего название свое Дятлово взяло от бояр Дятловых, а до этого оно носило другое название, вероятнее всего Бутыщино. Так как, до бояр Дятловых на этом месте тоже были жилые дворы, и они как-то должны были называться. Как бы там ни было, но над этой версией ещё надо работать!


фотоархив
летопись
Новый проект "Виртуальный музей Дятлово"
Используются технологии uCoz

вернуться на главную

Используются технологии uCoz